«В МУЗЫКУ МЕНЯ ПРИВЕЛА ЛЮБОВЬ...»
(“Трудовая слава” № 46 (9808) от 11 ноября 2010 г.
4 ноября, в День народного единства, собравшимся в районном Доме культуры сампурцам представилась редкая возможность воочию увидеть и услышать одного из соратников и творческих наследников Людмилы Зыкиной – народного артиста России, солиста ансамбля «Россия» Михаила Кизина. В память о великой народной певице им была подготовлена уникальная программа «Благодарю тебя…!», в которую вошли песни из репертуара самой примадонны, а также Анны Герман и Муслима Магомаева. Воспользовавшись случаем, «Трудовая слава» встретилась с именитым гостем «за кулисами» и задала ему свои вопросы.
– Михаил Михайлович, Вы продолжаете исполнительские традиции Людмилы Зыкиной, создаёте концертные программы в её память, исполняете их как на столичных подмостках, так и в провинции, а вообще что привело Вас в музыку?
– В музыку меня привела любовь: десятиклассником я влюбился в практикантку из музыкального училища и решил пожертвовать поступлением в педагогический институт, став студентом музыкального училища, чтобы быть рядом с возлюбленной. В музучилище меня не приняли «за отсутствием музыкального таланта», однако уже через неделю я в руках держал студенческий билет Астраханской консерватории – областного музыкального вуза. Это стало возможным благодаря тому, что один из преподавателей консерватории после «провала» в музучилище меня заметил и предложил попробовать поступить к ним. Я пришёл в консерваторию на прослушивание, и в результате меня приняли. Моим факультетом стало «Сольное пение».
– Как же дальше складывался Ваш творческий путь? Как состоялась встреча с Людмилой Зыкиной?
– В 1986 году, когда я ушёл служить в армию, произошёл небольшой перерыв в моем творчестве, а уже после окончания службы поступил на факультет актёров музыкального театра ГИТИСа, ныне Российская Академия театрального искусства. С Людмилой Зыкиной познакомился во время гастролей в Иркутске в конце 1994-го на совместном концерте, где получил от неё приглашение стать солистом Государственного Академического русского народного ансамбля «Россия», которым она и руководила. Так, с 1995 года и по сей день, я являюсь солистом ансамбля «Россия», который с недавних пор носит имя самой Людмилы Зыкиной.
– Насколько близко Вы знали примадонну?
– Уже с первого года работы между нами возникли чувство глубокой симпатии и дружеские отношения. Ежегодно мы совместно проводили отдых на курортах в России и за рубежом. Людмила Георгиевна познакомилась с моими родителями и родственниками. У нас была довольно крепкая дружба. Это, в свою очередь, давало богатую почву для разного рода фантазий некоторым «жёлтым» изданиям, что и меня, и Людмилу Георгиевну очень забавляло.
– Ваш творческий талант отмечали такие известные личности, как В. Черномырдин, В. Войнаровский, Т. Сёмина, А. Боянова, В. Лановой. А каковы Ваши ориентиры в мире музыки?
– Мой музыкальный вкус определил в своё время ряд певцов. Из оперы – это Ю. Гуляев, А. Иванов, С. Преображенская, И. Архипова, П. Лисициан. Из эстрадных исполнителей – М. Магомаев, М. Бернес, Л. Зыкина, К. Лазаренко, С. Захаров. Из зарубежных – Уитни Хьюстон.
– Как происходит конфликт в музыке между традицией, которую представляете Вы, и её коммерческой современностью, и в чём это выражается? Хотелось бы услышать мнение «изнутри» эстрадного цеха…
– На мой взгляд, с возникновением современных электронных инструментов и технических средств происходит протезирование творчества певцов. Певцы поют не сами, а используют заранее записанные на звуковые носители фонограммы, где корректируются вокальные недостатки компьютерными программами, что, по моему мнению, привело современных эстрадных исполнителей к зависимости от этих технических средств и, в какой-то мере, к деградации профессиональных навыков. В связи с этим певцы, поющие на концертах живым голосом, игнорируются музыкальными редакторами телевидения и радио, а яркая разница между настоящим профессиональным пением и песнями фонограммных певцов, которых курируют влиятельные продюсеры, ретушируется. Так называемые ротации и диктатура «формата» убивают естественное звучание голоса…
– Таким образом, «протезированная» поп-музыка пока побеждает. Возможно ли этому что-то противопоставить, и каким Вы видите будущее независимой от навязываемых СМИ «форматов» музыки?
– Мне думается, что классическая и народная музыка, а также песни профессиональных композиторов прошлых лет уходят в сферу музейной памятности, и послушать её в исполнении профессионалов возможно будет только на любительских сайтах в интернете или музеях российской песни. А «крутая» поп-музыка будет продолжать протезироваться, мельчать в профессиональном воплощении, навязывая этот стиль через СМИ подрастающему поколению. Альтернатива этому – воспитание музыкального вкуса человека, слушателя, для чего требуется государственная программа качественного дополнительного образования, разъяснительные работы в раннем периоде юношества о целях и направлениях современной музыки.
– По Вашему мнению, существуют ли заведомо «хорошие» и «плохие» стили и направления в музыке?
– На мой взгляд, плохих стилей нет. Я люблю всякую музыку, где существует ярко выраженная борьба чувств.
– Каковы, с Вашей точки зрения, критерии «качественной» песни и «некачественной»?
– Исходя из моего творческого опыта, публика воспринимает любую песню, если она живая, «выплескивающая» человеческую страсть и эмоции, заставляющая слушателя сопереживать и волноваться.
– Проблема правообладателей и потребителей в последние годы встаёт довольно остро. Какова Ваша позиция по отношению к копирайту?
– Я считаю, что надо поощрять россиян за то, что они тратят свой жизненный интерес, формируя собственные фонотеки из образцов, выложенных в интернете. А о благополучии авторов и исполнителей произведений должно беспокоиться государство, поскольку, как говорил в свое время вождь мирового пролетариата, «искусство – дело государственное»…
– Но в этом случае возникает проблема идеологического контроля над искусством со стороны государства…
– Я считаю, что СМИ, а особенно телевидение и радио, должны иметь независимые художественные советы, состоящие из учёных, которые будут рекомендовать правильные направления по воспитанию вкусов населения, как это делается в музеях, где существуют учёные советы, или театрах.
– Что для Вас День народного единства?
– В моём репертуаре много песен разных национальностей. Я пел песни на грузинском, армянском, украинском, белорусском языках. И считаю, что во время исполнения концертной программы для публики братских стран любой певец обязан исполнить песню на национальном языке публики, перед которой он поёт. Для меня существуют две национальности – это порядочность и непорядочность. Так что порядочный азербайджанец мне ближе, чем непорядочный русский.
Беседовал В. КОНДРАТЬЕВ